Передвижение самолетом является одним из самых быстрых способов перемещения, однако во время авиаперелетов случаются неприятные явления, например, «болтанка» авиалайнера, вызываемая турбулентностью. Насколько опасно это явление?
Воздушное пространство не является однородным. В нем происходят движение потоков, струйные течения, скорость которых может превышать 300 км в час, формируются зоны с различным атмосферным давлением. При смене воздушных масс возникают различные метеорологические фронты. Давление и температура, направление ветра в атмосфере зависят от времени суток, высоты полета. Часто на разных уровнях воздушные потоки движутся разнонаправленно. Нестабильность атмосферы и является причиной турбулентности.
Некоторые виды облаков бывают турбулентными из-за восходящих и нисходящих потоков, которые в них образуются: пушистые, кучевые и особенно кучевые-дождевые, грозовые.
Турбулентность может возникать и при ясном, безоблачном небе, когда самолет трясет из-за нестабильной атмосферы.
Турбулентность обычно возникает в горной местности, увеличиваясь по мере приближения к горам.
Термические потоки, поднимающиеся от нагретой поверхности Земли, также могут быть причиной «болтанки» авиационного судна. Часто самолет «трясет» при пролёте границы над поверхностями, которые нагреваются по-разному, например, водой и сушей.
Искусственная турбулентность возникает при случайном попадании лайнера в струю взлетающего или летящего впереди самолёта. Это опасное явление, и задача диспетчеров - обеспечить дистанцию между авиалайнерами.
Существуют и другие причины возникновения турбулентности, вызывающей тряску самолета.
В зависимости от интенсивности турбулентность подразделяют на три категории:
слабую, при которой пассажирам и экипажу не угрожает ничего, кроме неприятных ощущений;
среднюю, при которой передвигаться по салону становится небезопасно, а пассажирам предписывается находиться в креслах и пристегнуть ремни;
сильную, опасную тем, что экипаж может временно потерять контроль над управлением самолетом.
Пилоты обычно знают, на каком участке полета их ждут опасные места, изучая сводки погоды и метеорологические карты перед полетом. Но иногда турбулентность может возникать там, где ее не ожидали. В таком случае пилоты предпринимают меры либо для обхождения опасной зоны, либо для ее успешного преодоления и сообщают диспетчеру о проблеме, чтобы он мог предупредить экипажи других самолетов.
Забронировать место